Ирина Парфенова, психолог: - Уважаемая Анастасия, в возрасте 5-6 лет у ребенка уже появляется жизненный опыт, достаточный, для того чтобы осознать конечность жизни. В этом возрасте вопросы о смерти вполне нормальны. Осознание, что люди смертны, - большое потрясение для ребенка, он испытывает самый настоящий ужас. Хорошо, когда ребенок может поделиться этим с близким человеком. Обнимите, приласкайте ребенка, постарайтесь спокойно об этом поговорить. В разговоре свяжите смерть с глубокой старостью, с редкой болезнью. «Дедушка был очень старенький, он уже устал жить, ему совсем не было страшно». На моей памяти есть ребенок, которому для преодоления страха смерти хватило фразы мамы: «Давай с тобой договоримся, что будем любить и беречь друг друга и тогда мы проживем долго-долго». Проблема осознания конечности жизни легче решается в тех семьях, где дети получают религиозное воспитание. Уверенность в том, что душенька после земной жизни попадает на небо, делает смерть не такой страшной. Будьте внимательны: страх смерти может трансформироваться в другие страхи: пожара, темноты, аварий и т.д. Все это обязательно нужно обсудить с ребенком, детально растолковать ему, что все ситуации можно контролировать: мы поедем небыстро, будем соблюдать все правила, и ничего плохого с нами не случится. Вторая сторона страха смерти — страх потери родителей. Обсудите и это: мы молодые, мы бережем себя, все будет хорошо. Пофантазируйте вместе с ребенком о том, какие вы будете в далеком будущем, какие у вас будут взрослые дети, внуки... Еще очень хочется привлечь к этой проблеме внимание родителей будущих первоклассников: при медицинском обследовании перед школой нередко возникает проблема аденоидов, необходимость удаления зубов или других медицинских манипуляций. И звучит фраза: «Сейчас мы тебе быстренько все удалим. Ничего, потерпишь». Я бы все-таки порекомендовала перенести процедуры на более поздний срок, если есть такая возможность. Будьте внимательны к ребенку. Знайте, что сейчас ему особенно нужна Ваша поддержка. Ольга Слепухина, психолог, д/с “Сказка”: - Это тема, которую мы не привыкли обсуждать с детьми. Вопросы «А я умру?», «А ты умрешь?», «А что тогда будет?» возникают у большинства детей пяти-шести лет. Но они не столько ждут прямого ответа на эти вопросы, сколько хотят задать их вслух – озвучить свой страх и сомнение. Даже если ребенок не спрашивает прямо, сам для себя он все равно пытается решить проблему конечности жизни. И может начать бояться темноты, отказываться засыпать в одиночку. Часто именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна: умирают бабушка, дедушка или кто-то из знакомых взрослых. Так или иначе ребенок ощущает, что смерть - неизбежность. Вопросов ребенка о смерти не нужно бояться, не нужно на них болезненно реагировать. Интерес его к этой теме в большинстве случаев чисто познавательный (откуда все берется и куда исчезает?). Уделите ребенку больше внимания, ласки, теплоты. Лучше всего говорить о смерти как о переходном состоянии, беря за основу различные явления природы: маленький ручеёк летом высохнет, как бы умрет. Но на самом деле с ним происходит чудесное превращение из воды в пар. В небе пар собирается, становится холодно, и он превращается в облако, которое проливается на землю в виде дождика. А капли дождя снова наполняют пересохший ручеек, и жизнь в нем продолжается! Уважаемые читатели, ждем ваших вопросов по телефону 8-981-4643984 или по электронной почте - e-mail: pro-slovo@mail.ru
|